На главную » Статьи, книги, фильмы
● Способ, приведенный ниже, позволяет производить наращивание веревок силами одного спасателя.
● Данная схема работает при использовании любых тормозных устройств, а также при спуске на одинарной и двойной веревках.
● При наращивании двойной веревки, рекомендуется связывать каждую пару веревок отдельным узлом. В этом случае меньше вероятность заклинивания связочных узлов в трещине, чем при связывании веревок одним большим общим узлом.
Связывающие узлы необходимо разнести по длине веревки.
Рис. 1. Шаги 1-8.
1. Закрепить конец второй спусковой веревки на станции .
● На рис. 1 показано закрепление конца второй веревки на станции узлом <восьмерка> для экономии карабинов.
2. Связать спусковые веревки узлом <грейпвайн> либо <встречная восьмерка>.
3. Наладить тормозное устройство на первой спусковой веревке
4. Организовать второй тормоз сразу за узлом, связывающим веревки.
5. Заблокировать второй тормоз рифовым узлом .
● Петля рифового узла должна быть подстрахована контрольным узлом, либо карабином (см. рис. 1Б).
6. Организовать аварийную систему.
В качестве аварийной системы можно использовать <плавающие> системы (реверсы), позволяющие выдавать веревку под нагрузкой (см. Приложение) или мини-полиспасты.
● На рис. 1Б показан реверс из конца второй веревки, закрепленной на станции.
Для организации такой системы требуется минимум снаряжения - один карабин с муфтой.
● При спуске пострадавшего с сопровождающим в качестве тормозного устройства
реверса оптимально использовать <усиленный> узел УИАА.
● Реверс блокируется рифовым узлом.
● Для спуска одного человека достаточно стандартного узла УИАА.
7. Аварийная система должна быть заранее укомплектована петлей для крепления к спусковой веревке или зажимом.
● Материал для петли - 7мм репшнур или оттяжка из стропы.
8. Начать спуск.
Рис. 2. Шаги 9-10
9. Остановить спуск, когда от первого тормоза до связывающего узла останется примерно 1.5 м. веревки и заблокировать тормоз рифовым узлом
● Слабина в ~ 1.5м. нужна для завязывания блокировки (рифового узла).
10. Присоединить реверс к веревке.
● Для крепления реверса к веревке удобно использовать узел <автоблок> (см. Примечание 1), так как <автоблок> намного легче других схватывающих узлов ослабляется после снятия нагрузки, а также быстро завязывается и развязывается.
● Для крепления реверса к веревке также можно использовать любые другие схватывающие узлы (прусик, Бахмана и т.д) или зажимы.
Рис. 3. Шаги 11-12
11. Разблокировать первый тормоз и плавно выдавать веревку одной рукой.
Другой рукой удерживать <автоблок>/схватывающий узел в ослабленном состоянии для того, чтобы он не затянулся раньше времени. Когда узел, связывающий веревки, подойдет к первому тормозу примерно на 30-40 см надо дать <автоблоку> затянуться и перенести нагрузку на реверс.
● Слабина в 30-40 см между связывающим узлом и первым тормозом необходима для того, чтобы было легко снять тормоз.
12. Снять первый тормоз.
Рис. 4. Шаги 13-16
13. Разблокировать реверс и перенести нагрузку на второй тормоз.
14-15. Ослабить <автоблок> и снять реверс.
16. Разблокировать второй тормоз и продолжить спуск.
Примечание 1.
1. Манипуляции, описанные в пунктах 9-11, рассчитаны на работу силами одного спасателя. Когда работают двое или несколько спасателей, можно перенести нагрузку на реверс, не прибегая к блокировке первого тормоза. В этом случае рекомендуется следующая последовательность действий:
● Спасатель, работающий на тормозе, останавливает спуск, когда от первого тормоза до связывающего узла останется примерно 1-1.5 м. веревки, и удерживает спусковую веревку руками.
● Второй спасатель присоединяет реверс к спусковой веревке.
● После присоединения реверса первый спасатель плавно выдает веревку через тормоз.
● Второй спасатель удерживает <автоблок>/схватывающий узел в ослабленном состоянии до тех пор пока до связочного узла не останется ~ 40-50см. Затем он дает узлу затянуться и нагрузка переноситься на реверс.
● Далее все действия такие же, как описано выше в п.п. 12-16.
2. Узел <автоблок>. Рис. 5
● Для завязывания узла <автоблок> нужна петля длиной 60-65см из качественного
7мм репшнура или нейлоновой стропы (связанная или сшитая оттяжка).
Для надежной работы на одинарной веревке обычно требуется 5-7 оборотов <автоблока> (см. рис. 5). Для двойной веревки может быть достаточно 4-5 оборотов.
● В случае необходимости, <автоблок> можно сдвинуть даже под нагрузкой. Эта особенность <автоблока>, позволяет корректировать ошибки при переносе нагрузки на реверс. Например, если была оставлена слишком большая слабина спусковой веревки и при выдаче реверса есть опасность, что узел может уйти за край площадки.
II. Наращиванием веревок при спуске с использованием одного тормозного
В тех случаях, когда для спуска планируется использовать одно тормозное устройство
рекомендуется приведенная ниже последовательность. Рисунки 6-8.
● Главное отличие этого способа заключается в обязательном закреплении на станции
подстраховочного узла (см. рис. 6А-3).
Без этого узла в момент перестановки тормозного устройства вся нагрузка оказывается на единственном схватывающем узле/зажиме без подстраховки, а это недопустимо!
Рис. 6. Шаги 1-6.
1. Закрепить конец второй спусковой веревки на станции .
2. Связать спусковые веревки узлом <грейпвайн> либо <встречная восьмерка>.
3. На расстоянии ~2метра от связочного узла завязать на второй веревке подстраховочный узел (<восьмерка> или <стремя>) и закрепить на станции.
● Слабина в ~ 2м. нужна для завязывания блокировки (рифового узла) после установки тормозного устройства за связочным узлом.
4. Наладить тормозное устройство на первой спусковой веревке.
5. Организовать аварийную систему (реверс или мини-полиспаст).
6. Начать спуск
Рис. 7. Шаги 7-9.
7. Остановить спуск, когда от первого тормоза до связывающего узла останется примерно 1.5м. веревки и заблокировать тормоз рифовым узлом
● Слабина в ~ 1.5м. нужна для завязывания блокировки (рифового узла).
8. Присоединить реверс к веревке.
9. Разблокировать тормоз и плавно выдавать веревку одной рукой.
Другой рукой удерживать <автоблок>/схватывающий узел в ослабленном состоянии для того, чтобы он не затянулся раньше времени. Когда узел, связывающий веревки, подойдет к первому тормозу примерно на 30-40 см надо дать <автоблоку> затянуться и перенести нагрузку на реверс.
● Слабина в 30-40 см между связывающим узлом и первым тормозом необходима для того, чтобы было легко снять тормоз.
Рис. 8. Шаги 10-11.
10. Снять тормозное устройство и установить его за связочным узлом.
11. Заблокировать тормоз рифовым узлом.
Рис. 9. Шаги 12-16.
12. Разблокировать и выдать реверс.
13. Перенести нагрузку на тормоз
14. Снять реверс.
15. Снять и развязать подстраховочный узел.
16. Разблокировать тормоз и продолжить спуск.
Примечание 2.
Описанные в пунктах 7-9 манипуляции рассчитаны на работу силами одного спасателя.
Когда работают двое или несколько спасателей, можно перенести нагрузку на реверс, не прибегая к блокировке первого тормоза (см. Примечание 1).
<Плавающие> системы или реверсы позволяют плавно переносить нагрузку с одного компонента спасательной системы на другой и применяются в следующих случаях:
● Перенос нагрузки при спуске или подъеме с наращиванием веревок.
● Перенос нагрузки при переходе от спуска к подъему и наоборот.
● В качестве регулируемой самостраховки для подвески пострадавшего (в акье или без) на промежуточных висячих станциях при спуске по стене.
● Создание ослабляемых (<плавающих>) точек крепления различных спасательных систем.
Рис. 10.
1. Самый простой одинарный <реверс> может быть организован из конца спусковой или страховочной веревки, закрепленного на станции (см. рис. 10-А)
● Для организации такого реверса требуется минимум снаряжения:
Петля для схватывающего узла или зажим, и один карабин с муфтой.
Оптимально для этих целей подходит большой грушевидный карабин с муфтой
(см. рис. 10-А).
● При спуске или подъеме двух человек в одинарном реверсе надо использовать "усиленный> узел УИАА.
2. Одинарный реверс из отдельного конца основной веревки - рис. 10-Б.
3. <Двойной> реверс из отдельного конца основной веревки - рис. 10-В.
В этом случае карабин на схватывающем узле создает дополнительное торможение.
Поэтому на карабине, расположенном на станции, допустимо использование обычного
узла УИАА.
4. Реверс также может быть сделан из двойного репшнура диаметром 7-8мм (см. рис. 11-12).
Рис. 11
5. Для спуска особо тяжелых грузов, а также для создания <плавающего> закрепления системы страховки или полиспаста к станции служит узел <Радиум> (Radium release hitch), разработанный канадскими спасателями и широко применяющийся профессиональными спасателями во многих странах (см. рис. 12).
● Связанный из 8мм репшнура узел <Радиум> выдерживает нагрузку более 30kN.
Профессионалы используют 8мм репшнур длиной 10м.
● В подручных средствах можно использовать стандартный отрезок 7мм репшнура длиной 5-6м.
● <Радиум> легко развязывается под нагрузкой и, в случае необходимости, позволяет одному спасателю без усилий приспустить 2-3х человек (см. рис. 12).
● <Радиум> вяжется из одинарного репшнура, так как показано на рисунке 12.
Рис. 12
Примечание 3.
● Свободные концы реверсов обязательно должны быть закреплены на станции.
На рисунках 10-12 закрепление не показано, чтобы не "перегружать" изображение деталями.
●Как видно из схем, приведенных выше, реверсы работают только в одном направлении - на спуск.
В тех случаях, когда в процессе переноса нагрузки может потребоваться приподнять
груз, в качестве аварийной системы следует использовать мини-полиспаст.
Статьи, книги, фильмы
Наращивание спусковых веревок при транспортировке пострадавшего
● Способ, приведенный ниже, позволяет производить наращивание веревок силами одного спасателя.
● Данная схема работает при использовании любых тормозных устройств, а также при спуске на одинарной и двойной веревках.
● При наращивании двойной веревки, рекомендуется связывать каждую пару веревок отдельным узлом. В этом случае меньше вероятность заклинивания связочных узлов в трещине, чем при связывании веревок одним большим общим узлом.
Связывающие узлы необходимо разнести по длине веревки.
Рис. 1. Шаги 1-8.
1. Закрепить конец второй спусковой веревки на станции .
● На рис. 1 показано закрепление конца второй веревки на станции узлом <восьмерка> для экономии карабинов.
2. Связать спусковые веревки узлом <грейпвайн> либо <встречная восьмерка>.
3. Наладить тормозное устройство на первой спусковой веревке
4. Организовать второй тормоз сразу за узлом, связывающим веревки.
5. Заблокировать второй тормоз рифовым узлом .
● Петля рифового узла должна быть подстрахована контрольным узлом, либо карабином (см. рис. 1Б).
6. Организовать аварийную систему.
В качестве аварийной системы можно использовать <плавающие> системы (реверсы), позволяющие выдавать веревку под нагрузкой (см. Приложение) или мини-полиспасты.
● На рис. 1Б показан реверс из конца второй веревки, закрепленной на станции.
Для организации такой системы требуется минимум снаряжения - один карабин с муфтой.
● При спуске пострадавшего с сопровождающим в качестве тормозного устройства
реверса оптимально использовать <усиленный> узел УИАА.
● Реверс блокируется рифовым узлом.
● Для спуска одного человека достаточно стандартного узла УИАА.
7. Аварийная система должна быть заранее укомплектована петлей для крепления к спусковой веревке или зажимом.
● Материал для петли - 7мм репшнур или оттяжка из стропы.
8. Начать спуск.
Рис. 2. Шаги 9-10
9. Остановить спуск, когда от первого тормоза до связывающего узла останется примерно 1.5 м. веревки и заблокировать тормоз рифовым узлом
● Слабина в ~ 1.5м. нужна для завязывания блокировки (рифового узла).
10. Присоединить реверс к веревке.
● Для крепления реверса к веревке удобно использовать узел <автоблок> (см. Примечание 1), так как <автоблок> намного легче других схватывающих узлов ослабляется после снятия нагрузки, а также быстро завязывается и развязывается.
● Для крепления реверса к веревке также можно использовать любые другие схватывающие узлы (прусик, Бахмана и т.д) или зажимы.
Рис. 3. Шаги 11-12
11. Разблокировать первый тормоз и плавно выдавать веревку одной рукой.
Другой рукой удерживать <автоблок>/схватывающий узел в ослабленном состоянии для того, чтобы он не затянулся раньше времени. Когда узел, связывающий веревки, подойдет к первому тормозу примерно на 30-40 см надо дать <автоблоку> затянуться и перенести нагрузку на реверс.
● Слабина в 30-40 см между связывающим узлом и первым тормозом необходима для того, чтобы было легко снять тормоз.
12. Снять первый тормоз.
Рис. 4. Шаги 13-16
13. Разблокировать реверс и перенести нагрузку на второй тормоз.
14-15. Ослабить <автоблок> и снять реверс.
16. Разблокировать второй тормоз и продолжить спуск.
Примечание 1.
1. Манипуляции, описанные в пунктах 9-11, рассчитаны на работу силами одного спасателя. Когда работают двое или несколько спасателей, можно перенести нагрузку на реверс, не прибегая к блокировке первого тормоза. В этом случае рекомендуется следующая последовательность действий:
● Спасатель, работающий на тормозе, останавливает спуск, когда от первого тормоза до связывающего узла останется примерно 1-1.5 м. веревки, и удерживает спусковую веревку руками.
● Второй спасатель присоединяет реверс к спусковой веревке.
● После присоединения реверса первый спасатель плавно выдает веревку через тормоз.
● Второй спасатель удерживает <автоблок>/схватывающий узел в ослабленном состоянии до тех пор пока до связочного узла не останется ~ 40-50см. Затем он дает узлу затянуться и нагрузка переноситься на реверс.
● Далее все действия такие же, как описано выше в п.п. 12-16.
2. Узел <автоблок>. Рис. 5
● Для завязывания узла <автоблок> нужна петля длиной 60-65см из качественного
7мм репшнура или нейлоновой стропы (связанная или сшитая оттяжка).
Для надежной работы на одинарной веревке обычно требуется 5-7 оборотов <автоблока> (см. рис. 5). Для двойной веревки может быть достаточно 4-5 оборотов.
● В случае необходимости, <автоблок> можно сдвинуть даже под нагрузкой. Эта особенность <автоблока>, позволяет корректировать ошибки при переносе нагрузки на реверс. Например, если была оставлена слишком большая слабина спусковой веревки и при выдаче реверса есть опасность, что узел может уйти за край площадки.
II. Наращиванием веревок при спуске с использованием одного тормозного
устройства.
В тех случаях, когда для спуска планируется использовать одно тормозное устройство
рекомендуется приведенная ниже последовательность. Рисунки 6-8.
● Главное отличие этого способа заключается в обязательном закреплении на станции
подстраховочного узла (см. рис. 6А-3).
Без этого узла в момент перестановки тормозного устройства вся нагрузка оказывается на единственном схватывающем узле/зажиме без подстраховки, а это недопустимо!
Рис. 6. Шаги 1-6.
1. Закрепить конец второй спусковой веревки на станции .
2. Связать спусковые веревки узлом <грейпвайн> либо <встречная восьмерка>.
3. На расстоянии ~2метра от связочного узла завязать на второй веревке подстраховочный узел (<восьмерка> или <стремя>) и закрепить на станции.
● Слабина в ~ 2м. нужна для завязывания блокировки (рифового узла) после установки тормозного устройства за связочным узлом.
4. Наладить тормозное устройство на первой спусковой веревке.
5. Организовать аварийную систему (реверс или мини-полиспаст).
6. Начать спуск
Рис. 7. Шаги 7-9.
7. Остановить спуск, когда от первого тормоза до связывающего узла останется примерно 1.5м. веревки и заблокировать тормоз рифовым узлом
● Слабина в ~ 1.5м. нужна для завязывания блокировки (рифового узла).
8. Присоединить реверс к веревке.
9. Разблокировать тормоз и плавно выдавать веревку одной рукой.
Другой рукой удерживать <автоблок>/схватывающий узел в ослабленном состоянии для того, чтобы он не затянулся раньше времени. Когда узел, связывающий веревки, подойдет к первому тормозу примерно на 30-40 см надо дать <автоблоку> затянуться и перенести нагрузку на реверс.
● Слабина в 30-40 см между связывающим узлом и первым тормозом необходима для того, чтобы было легко снять тормоз.
Рис. 8. Шаги 10-11.
10. Снять тормозное устройство и установить его за связочным узлом.
11. Заблокировать тормоз рифовым узлом.
Рис. 9. Шаги 12-16.
12. Разблокировать и выдать реверс.
13. Перенести нагрузку на тормоз
14. Снять реверс.
15. Снять и развязать подстраховочный узел.
16. Разблокировать тормоз и продолжить спуск.
Примечание 2.
Описанные в пунктах 7-9 манипуляции рассчитаны на работу силами одного спасателя.
Когда работают двое или несколько спасателей, можно перенести нагрузку на реверс, не прибегая к блокировке первого тормоза (см. Примечание 1).
III. Приложение. <Плавающие> системы (реверсы). Рис. 10-12.
<Плавающие> системы или реверсы позволяют плавно переносить нагрузку с одного компонента спасательной системы на другой и применяются в следующих случаях:
● Перенос нагрузки при спуске или подъеме с наращиванием веревок.
● Перенос нагрузки при переходе от спуска к подъему и наоборот.
● В качестве регулируемой самостраховки для подвески пострадавшего (в акье или без) на промежуточных висячих станциях при спуске по стене.
● Создание ослабляемых (<плавающих>) точек крепления различных спасательных систем.
Рис. 10.
1. Самый простой одинарный <реверс> может быть организован из конца спусковой или страховочной веревки, закрепленного на станции (см. рис. 10-А)
● Для организации такого реверса требуется минимум снаряжения:
Петля для схватывающего узла или зажим, и один карабин с муфтой.
Оптимально для этих целей подходит большой грушевидный карабин с муфтой
(см. рис. 10-А).
● При спуске или подъеме двух человек в одинарном реверсе надо использовать "усиленный> узел УИАА.
2. Одинарный реверс из отдельного конца основной веревки - рис. 10-Б.
3. <Двойной> реверс из отдельного конца основной веревки - рис. 10-В.
В этом случае карабин на схватывающем узле создает дополнительное торможение.
Поэтому на карабине, расположенном на станции, допустимо использование обычного
узла УИАА.
4. Реверс также может быть сделан из двойного репшнура диаметром 7-8мм (см. рис. 11-12).
Рис. 11
5. Для спуска особо тяжелых грузов, а также для создания <плавающего> закрепления системы страховки или полиспаста к станции служит узел <Радиум> (Radium release hitch), разработанный канадскими спасателями и широко применяющийся профессиональными спасателями во многих странах (см. рис. 12).
● Связанный из 8мм репшнура узел <Радиум> выдерживает нагрузку более 30kN.
Профессионалы используют 8мм репшнур длиной 10м.
● В подручных средствах можно использовать стандартный отрезок 7мм репшнура длиной 5-6м.
● <Радиум> легко развязывается под нагрузкой и, в случае необходимости, позволяет одному спасателю без усилий приспустить 2-3х человек (см. рис. 12).
● <Радиум> вяжется из одинарного репшнура, так как показано на рисунке 12.
Рис. 12
Примечание 3.
● Свободные концы реверсов обязательно должны быть закреплены на станции.
На рисунках 10-12 закрепление не показано, чтобы не "перегружать" изображение деталями.
●Как видно из схем, приведенных выше, реверсы работают только в одном направлении - на спуск.
В тех случаях, когда в процессе переноса нагрузки может потребоваться приподнять
груз, в качестве аварийной системы следует использовать мини-полиспаст.