На главную » Статьи, книги, фильмы
1. Для эффективной работы группы альпинистов по спасению своего товарища,
или оказывающих помощь соседней группе, в которой случилось ЧП, совершенно необходимо четкое руководство и распределение ролей и обязанностей в группе.
Единоначалие - это оптимальная система руководства при спасательных работах.
Поэтому обязательно должен быть выбран (назначен) руководитель.
В том случае, когда у формального (официального) руководителя нет достаточного спасательного опыта, руководить должен самый опытный в этом плане участник.
● Общее руководство и распределение обязанностей
● Общая безопасность
● Планирование
Если позволяют человеческие ресурсы группы, руководитель не должен принимать непосредственного участия в технических манипуляциях.
Главное для него - возможность видеть всю картину происходящего в целом и координировать действия всех спасателей.
● <Медик> - самый квалифицированный и опытный в оказании первой мед. помощи. Должен следить за состоянием пострадавшего. При достаточной физической силе может быть сопровождающим при спуске.
● Сопровождающий. Здесь важна физическая сила, особенно на сложном рельефе. Основная задача сопровождающего во время спуска - это защита пострадавшего от ударов и трения о рельеф. Оптимально, если сопровождающий также является <медиком>.
1. Группа организует перила и систему самостраховки для всех спасателей на
● Каждая страховочная станция должна включать как минимум три точки закрепления
(крючья, закладки, ледобуры и т.п.)
● Рекомендуемый способ блокировки страховочных станций для спасательных работ показан на рис. 1.
Рис. 1
● Снаряжение необходимое для блокировки станций: основная веревка (самый
надежный вариант), репшнур 7-8мм, оттяжки из стропы.
Примечание:
● Саморегулирующиеся системы блокировки (компенсационные петли)
не рекомендуются для применения в спасательных работах. Это опасно!
Вырыв одной из точек крепления компенсационной петли может привести к сильному
рывку на оставшиеся точки, и к полному разрушению станции.
2.1. Узлы блокировки станций должны быть завязаны в направлении предполагаемой нагрузки, таким образом, чтобы и спусковая и страховочная веревки подходили к краю площадки под прямым углом. Это необходимо для предотвращения горизонтального смещения веревки по краю площадки под нагрузкой. В случае работы на скальной полке (площадке) такое смещение крайне нежелательно и опасно перетиранием веревки!
Край полки (площадки ) должен быть подготовлен до начала спуска - обработаны острые края, очищен от живых камней, снега и т.п. - (см. так же п. 6.)
2.2. При невозможности подвести веревку перпендикулярно к краю напрямую от станции,
необходимо использовать направляющий карабин (ролик) (см. рис.2).
Точка крепления направляющего карабина должна быть абсолютно надежной!
Рис. 2
2.3. В тех случаях, когда место расположения силового узла страховочной/спусковой станции неудобно для работы спасателя, можно подобрать более подходящее для работы положение способом удлинения станции.
На рис. 3 показан способ удлинения станции с помощью страховочной/спусковой
веревки:
● Конец веревки пристегивается к станции карабином с муфтой.
В случае нехватки муфтованных карабинов, веревка пристегивается двумя карабинами
без муфты, расположенными оппозиционно, либо привязывается к станции узлом
<восьмерка>.
● Для создания нового силового узла, на основной веревке, в удобном для работы месте, вяжется узел <восьмерка>. К этому узлу пристегивается страховочно-спусковое устройство и самостраховка спасателя.
● При необходимости станцию также можно удлинить с помощью оттяжки из стропы, но удлинение основной веревкой более надежно и является предпочтительным способом.
Рис.3
● Оптимальное подручное устройство для страховки при спуске двух человек -
это <усиленный> узел УИАА (см. рис.4).
Рис. 4
Преимущества <усиленного узла> УИАА в сравнении с другими подручными устройствами:
● <Усиленный> узел УИАА позволяет одному спасателю надежно удерживать вес двух человек
● Узел позволяет легко переходить из спускового положения в положение подъема (выдавать и выбирать веревку) без дополнительных манипуляций.
● Узел может быть легко заблокирован и разблокирован под нагрузкой одним
спасателем.
● На рис. 5 показан способ блокировки страховочно - спускового устройства рифовым узлом.
Рифовый узел обязательно должен быть подстрахован конторольным узлом или
карабином (см. рис.5)
● Рифовый узел может быть легко завязан и развязан под нагрузкой.
Таким способом можно заблокировать практически любое страховочно - спусковое
устройство.
Рис. 5
3.2. Примечание:
● При спуске двух человек (условный груз 180- 200кг), в случае отказа (обрыва)
спусковой (тормозной) веревки динамическая нагрузка на страховочную веревку
может существенно превышать 4 kN.
● Ни одно из стандартных страховочно - спусковых устройств, применяемых в
альпинизме, не рассчитано на удержание такой нагрузки даже в статическом режиме.
● К стандартным страховочно-спусковым устройствам относятся:
Reverso и его аналоги, восьмерки, шайбы Штихта, <стаканы>, узел УИАА.
Из этих устройств только узел УИАА позволяет удержать нагрузку до 2.5 kN
максимум!
Все остальные устройства рассчитаны на удержание нагрузки не более 2 kN.
● Результаты испытаний страховочных систем, проведенных спасателями в разных странах, показывают:
При использовании стандартных альпинистских страховочно- спусковых устройств
для страховки двух человек, в случае обрыва/отказа спусковой веревки, в
момент рывка практически в 100% случаев гарантирована потеря контроля
страхующего над веревкой, и последующее падение пострадавшего и
сопровождающего!
Поэтому использование стандартных страховочно - спусковых устройств,
применяемых в альпинизме, без создания дополнительной системы торможения -
опасно!
● Выбор тормозного устройства во многом зависит от типа и состояния используемой веревки:
а) Для мягких и тонких веревок хорошо подходят узлы <Усиленный> и <Двойной>
УИАА (см. рис. 6); а также способ удлинения станции с добавочным торможением -
(см. рис.7-В).
б) Для жестких/замерзших веревок лучше использовать один из вариантов тормоза с
удлинением станции либо двойной карабинный тормоз.
● Возможные варианты подручных тормозных систем пригодные для спуска двух
человек показаны на рис. 6-7.
● Подробнее о тормозных устройствах сказано в статье <Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами> http://www.risk.ru/users/fedor/6146/
Рис. 6
Рис. 7
4.1. Аварийная система должна быть связана заранее и закреплена на одной из страховочных станций. При необходимости аварийная система присоединяется к спусковой или страховочной веревке при помощи схватывающего узла или зажима и на нее переносится основная нагрузка.
Это может быть необходимо в следующих ситуациях:
● Отказ тормозного или страховочного устройства
● Пропуск узла через тормозную или страховочную системы при спуске с
наращиванием веревок.
● Переход от спуска к подъему при организации полиспаста из грузовой веревки.
● Необходимость приподнять пострадавшего с сопровождающим на небольшое
расстояние.
Для крепления аварийной системы к веревке удобно использовать узел <автоблок> из 7мм репшнура или нейлоновой стропы(оттяжки) так как он намного легче других узлов ослабляется после нагрузки, либо узел Бахмана.
1. Самый простой одинарный <реверс> может быть организован из конца спусковой или страховочной веревки, закрепленного на станции (см. рис. 8-А)
● Для организации такого реверса требуется минимум снаряжения:
Петля для схватывающего узла или зажим, и один карабин с муфтой.
Оптимально для этих целей подходит большой грушевидный карабин с муфтой
(см. рис. 8-А).
● При спуске или подъеме двух человек в одинарном реверсе надо использовать <усиленный> узел УИАА.
Рис. 8
2. Одинарный реверс из отдельного конца основной веревки - рис. 10-Б.
3. <Двойной> реверс из отдельного конца основной веревки - рис. 10-В.
В этом случае карабин на схватывающем узле создает дополнительное торможение.
Поэтому на карабине, расположенном на станции, допустимо использование обычного
узла УИАА.
● Свободные концы реверсов обязательно должны быть закреплены на станции.
● Подробнее о различных способах организации реверсов см. статью
<Наращивание спусковых веревок при транспортировке пострадавшего>
http://www.risk.ru/users/fedor/6378/
Самые простые мини-полиспасты также могут быть сделаны из конца основной веревки или 7-8мм репшнура.
● На рис. 9 показаны самые практичные рабочие схемы. Большее количество оборотов
приводит к слишком большим потерям на трение и выигрыша в силе не дает.
Мини-полиспаст блокируется рифовым узлом и дополнительным контрольным узлом.
● Другие варианты мини-полиспастов приведены в статье <Дополнения к материалам по полиспастам> http://www.risk.ru/users/fedor/6055/
.
Рис. 9
Рис. 10
5.2. На рис. 11 показана полная схема организации спуска пострадавшего с
Рис. 11
5.3. Последовательность организации подвески пострадавшего и сопровождающего
● На концах страховочной и спусковой веревок завязываются узлы <восьмерка>.
Узлы пристегиваются к беседке (к узлу блокировки грудной обвязки и беседки)
сопровождающего.
Если нет карабинов с муфтой, каждый узел пристегивается двумя карабинами без
муфты, расположенными оппозиционно (как в карабинном тормозе).
● Для подвески пострадавшего, на расстоянии примерно 1.5 - 1.7метра от концов, на сложенных вместе веревках, завязывается общий грузовой узел - <австрийский проводник> или булинь. Рис. 12.
Рис. 12
● К грузовому узлу пристегиваются две оттяжки разной длины для подвески
пострадавшего.
● Общая длина короткой оттяжки, включая карабины ~ 50-60см.
● Вторая оттяжка должна быть примерно на 10см длиннее ~ 60-70см.
● Длинная оттяжка подстраховывает короткую во время спуска. Она также служит для самостраховки пострадавшего на промежуточных точках и станциях:
При необходимости, ненагруженная длинная оттяжка может быть легко отстегнута
от спускового узла и пристегнута к другой точке страховки.
● Для регулировки положения сопровождающего можно использовать:
а) Схватывающий узел пруссик в три оборота из петли 7мм репшнура.
Петля связывается узлом <грейпвайн> (см. рис. 10).
Длина петли для схватывающего узла ~ 50см.
б) Французский (обмоточный) схватывающий узел из нейлоновой стропы или оттяжки.
в) Страховочно-спусковое устройство Petzl Gri-Gri.
● Для перемещений при работе на отвесе, сопровождающий использует зажим (узел Бахмана/ прусик) с петлей/лесенкой для ноги. Зажим пристегивается ниже
схватывающего узла.
● При работе с Gri-Gri зажим пристегивается выше устройства.
● Как правило, при работе на крутых и отвесных склонах оптимальная длина подвески сопровождающего должна быть примерно на 20 см. длиннее подвески
пострадавшего, то есть ~ 80-90см.
Такая длина удобна для транспортировки пострадавшего в одном из основных
положений для спуска:
● За спиной спасателя
● Перед спасателем, поперек
● Сбоку от спасателя
● Высокая надежность:
Спусковая и страховочные системы дублируют друг друга в целом.
Также продублированы все ключевые узлы, находящиеся под нагрузкой:
а) короткая (грузовая) оттяжка подвески пострадавшего подстрахована длинной
оттяжкой.
б) Нагруженный конец регулируемой подвески спасателя подстрахован ненагруженным
концом страховочной веревки.
● Система дает сопровождающему возможность маневра:
При необходимости сопровождающий может приспускаться или отходить в сторону
для того чтобы просмотреть дальнейший путь спуска, убрать живые камни и т.п.
При работе на сложном рельефе переменной крутизны сопровождающий может
подбирать оптимальную длину своей подвески. Это позволяет лучше контролировать
пострадавшего на каждом этапе спуска, облегчает работу сопровождающего и
снижает дискомфорт пострадавшего.
● Система быстро собирается и разбирается:
Завязанные двойной веревкой узлы <австрийский проводник> и булинь достаточно
легко развязать даже после нагрузки весом двух человек.
Австрийский проводник может быть развязан без отстегивания сопровождающего
от концов веревок.
Булинь развязывается после нагрузки легче чем <австрийский проводник>, но для
этого необходимо отстегнуть сопровождающего.
Узлы <восьмерки> на концах веревок для подвески сопровождающего не
нагружаются во время спуска, т.к. вес спасателя находится на регулирующем
схватывающем узле/ Gri-Gri, и также легко развязываются.
Это особенно важно в тех случаях, когда после спуска пострадавшего с
сопровождающим, спасателям необходимо спускаться по этим же веревкам с
последующим продергиванием.
Его основные задачи:
● Подготовка края площадки к спуску: очистка от живых камней, снега, обработка острых краев, оптимальное расположение веревок на перегибе и т.д.
● Помощь сопровождающему при переходе через край площадки (полки).
● Помощь в коммуникации между сопровождающим и группой по ходу спуска.
6.1.Для спасателя, работающего на краю, должна быть организована регулируемая самостраховка из отдельного конца/ пряди/ основной веревки. Регулировка осуществляется с помощью схватывающего узла/ Gri-Gri, также как у сопровождающего. Во время работы на краю самостраховка должна быть отрегулирована внатяг, слабина недопустима!
6.2. При протяженном спуске с пересадками один из спасателей спускается первым и организует следующую страховочную станцию для приема пострадавшего.
Если сопровождающий не является <медиком>, то первым вниз направляется спасатель- <медик>, имеющий самый большой опыт в оказании первой помощи. После прибытия пострадавшего на станцию, <медик> продолжает следить за его состоянием и оказывать необходимую помощь.
Способ <упаковки> зависит от характера и тяжести полученных травм и общего состояния пострадавшего.
● Для стабилизации и удобства легко пострадавшего во время спуска, может быть вполне достаточно поддержки в виде импровизированной грудной обвязки.
Такая обвязка может быть сделана из стандартных петель-оттяжек и других
подручных материалов (см. рис. 13).
Рис. 13
● Для пострадавшего с серьезными травмами может потребоваться более сложный вариант подвески.
Один из возможных вариантов <упаковки> пострадавшего, нуждающегося в
транспортировке в лежачем положении, показан на рис.14.
Рис. 14
1. Начало спуска. Предварительное натяжение спусковой системы.
1.1. Начало спуска и переход через край - это одни из самых трудных, ответственных и потенциально опасных этапов спуска.
Типичная ошибка, совершаемая в самом начале спуска, когда сопровождающий и пострадавший переходят через край площадки, это выдача слабо нагруженной спусковой веревки.
При переходе через край излишняя слабина может привести к падению и травмам сопровождающего и пострадавшего.
Падения и травмы при переходе через край полки (площадки) случаются как во время
тренировок, так и во время реальных спасработ. Происходит это не так уж редко, поэтому за рубежом в профессиональной спасательной терминологии существует такое понятие как <краевая травма> (edge trauma).
Чтобы этого избежать, необходимо произвести предварительное натяжение спусковой системы, пока спускаемые еще находятся в пределах площадки.
Эта несложная, но чрезвычайно важная процедура, не занимает много времени и
существенно снижает риск на начальном этапе спуска.
● Сопровождающий и пострадавший должны находиться на самостраховках, быть пристегнуты к спусковой и страховочной веревкам и готовы к спуску.
● Спасатели, работающие на тормозной системе, и страховке выбирают всю излишнюю слабину.
● Спусковая и Страховочная системы блокируются рифовыми узлами.
● Сопровождающий с помощью спасателя, работающего на краю, нагружает спусковую и страховочную веревки.
● Производится финальная проверка системы:
Смотрят: правильно ли выбрано направление нагрузки в целом, как ведут себя все
элементы спусковой и страховочной систем под нагрузкой (правильно ли
ориентированы карабины, не зажимаются ли какие-либо компоненты системы
другими компонентами и т.д)
● При необходимости устраняются замеченные недочеты.
Если все в порядке, то далее - только по команде руководителя:
● Системы разблокируются.
● Самостраховки сопровождающего и пострадавшего снимаются.
● Сопровождающий начинает спуск.
1. Заметив, какую либо неисправность каждый спасатель имеет право скомандовать
<Стоп!>. Эта команда должна быть передана по цепочке и все спасатели должны
остановиться. После этого выясняют и устраняют обнаруженную неисправность.
2. Все остальные действия спасателей на площадке должны выполняться только по
команде руководителя.
3. Спусковая и страховочная веревки должны выдаваться максимально плавно, без
рывков.
Кроме того, что быстрый спуск сложен и опасен для сопровождающего и
пострадавшего, он также может привести к опасному перегреву спускового
устройства и оплавлению веревки.
4. Исключительно важна четкая коммуникация спасателей, работающих наверху с
сопровождающим.
Спасатель, работающий на краю площадки должен внимательно наблюдать за
спускающимися и поддерживать голосовой контакт с сопровождающим.
5. При спасработах силами малой группы, работа на краю - это оптимальное место
нахождения руководителя.
Для каждого этапа спуска характерны различные факторы риска. Поэтому каждый этап требует особой техники страховки.
● Первый или начальный этап: это переход через край площадки и начало спуска
● Второй этап - последующий спуск.
2. Основные факторы риска начального этапа спуска:
● Опасность падения сопровождающего с пострадавшим при переходе через край площадки. При этом возможен сильный рывок на спусковую и страховочную системы.
● Если при падении веревка ляжет на край не под прямым углом, то при рывке
произойдет смещение веревки по краю. Последствиями такого смещения могут быть:
а) Серьезные повреждения или обрыв спусковой веревки.
б) Срыв камней.
● Сразу после перехода через край, сопровождающий обычно находится в стадии выбора оптимального пути, поэтому вполне вероятны отклонения от вертикальной линии спуска. Такие отклонения могут привести к маятнику. В случае маятника существует опасность повреждения сильно натянутой спусковой веревки.
3. Основная функция страховочной системы на начальном этапе спуска -
это подстраховка спусковой системы на случай её отказа по указанным выше
(или другим) причинам.
● Основной вес спускаемых (~ 80-90%) должен приходиться на грузовую (спусковую) веревку.
● Страховочная веревка должна выдаваться без слабины, с небольшим
натяжением (не более 10 - 20% общей нагрузки).
В таком состоянии у страховки больше шансов выполнить свою задачу по следующим
причинам:
● У слабо натянутой веревки меньше шансов обрыва при срыве на краю площадки.
● Меньше шансов быть перебитой камнем.
● Меньше шансов повреждения при маятнике.
● На этом этапе больше вероятность сброса камней смещением слабо натянутой
страховочной веревки по рельефу.
● Однако самая главная опасность на этом этапе - это большое удлинение
страховочной веревки в случае отказа/обрыва спусковой системы.
Даже относительно небольшое падение при удлинении страховочной веревки может
привести к ударам спускающихся о рельеф и травмам!
● Для снижения приведенных выше факторов риска, на втором этапе спуска
рекомендуется равномерное распределение нагрузки между страховочной и
спусковой веревкой.
● Приведенные выше рекомендации по страховке относятся к ситуациям спасательных работ силами самой группы, в которой случилось ЧП, либо с привлечением сил других альпинистских групп, пришедших на помощь, и рассчитаны на использование для спуска и страховки обычного альпинистского снаряжения и динамической веревки.
● Техника страховки при спуске и подъеме двух человек, применяемая
профессиональными спасателями отличается от данных рекомендаций и рассчитана
на применение статической веревки и специальных страховочных устройств.
Подробнее об этом будет сказано в статье <Спасательная страховка>.
● Согласно данным испытаний спасательных страховочных систем,
представленным на международном конгрессе IKAR (The International Commission for
Alpine Rescue, Международная Комиссия по Спасению в Горах) в 2005г:
В случае обрыва спусковой веревки при спуске двух человек (груз 200кг), (при
жестком, без протравливания, удержании страховки), удлинение 11мм статической
страховочной веревки длиной 30м, до момента остановки груза, составляет - 2.4м (удлинение 8%)
Это означает, что даже при использования для страховки статической веревки,
в случае обрыва спусковой веревки сопровождающему и пострадавшему грозит
падение на глубину порядка 2.5 м.
Даже такое, относительно небольшое, падение при удлинении страховочной
веревки может привести к ударам спускающихся о рельеф и травмам!
● Данные по динамической веревке не приводились. Однако известно, что
статическое удлинение для одинарной динамической веревки с грузом 85кг.
находится в пределах 8-10% (стандарт UIAA/CE - максимум 10%).
Для сравнения - удлинение 11мм статической веревки, применявшейся в
испытаниях, составляет не более 6% при нагрузке в 300кг.
Очевидно, что в случае обрыва одной из веревок при спуске груза весом ~ 200 кг удлинение динамической веревки будет существенно больше (минимум в 3 раза!) чем у статической веревки, и может привести к тяжелым последствиям для пострадавшего и спасателя.
● Согласно рекомендациям IKAR для профессиональных и полупрофессиональных (волонтерских) спасательных формирований, для страховки при спуске и подъеме двух человек должна применяться только статическая веревка!
● Вывод: Работать динамической веревкой надо максимально
осторожно на всем протяжении спуска!
● Справка:
IKAR (The International Commission For Alpine Rescue) -
Международная Комиссия по Спасению в Горах. Эта организация существует с 1948 года и в настоящее время объединяет профессионалов-спасателей высшей квалификации из 31 страны.
Существует четыре постоянно действующих комиссии IKAR:
Наземные спасработы (Terrestrial Rescue), Медицинская, Лавинная и Авиационная.
В каждой комиссии работает по 2 представителя от каждой страны, члена IKAR.
Комиссии собираются 2 раза в год.
Ежегодно в различных странах - членах этой организации проходит международный
конгресс IKAR, где делаются доклады по разным аспектам спасательных работ в горах.
Часть этих докладов в формате PDF можно найти на сайте IKAR http://www.ikar-cisa.org
в разделе Minutes. России в списке членов IKAR пока нет.
Статьи, книги, фильмы
Спуск пострадавшего с сопровождающим по сложному горному рельефу подручными средствами
I. Общие положения.
1. Для эффективной работы группы альпинистов по спасению своего товарища,
или оказывающих помощь соседней группе, в которой случилось ЧП, совершенно необходимо четкое руководство и распределение ролей и обязанностей в группе.
Единоначалие - это оптимальная система руководства при спасательных работах.
Поэтому обязательно должен быть выбран (назначен) руководитель.
В том случае, когда у формального (официального) руководителя нет достаточного спасательного опыта, руководить должен самый опытный в этом плане участник.
Основные задачи руководителя спасработ:
● Общее руководство и распределение обязанностей
● Общая безопасность
● Планирование
Если позволяют человеческие ресурсы группы, руководитель не должен принимать непосредственного участия в технических манипуляциях.
Главное для него - возможность видеть всю картину происходящего в целом и координировать действия всех спасателей.
2. Должны быть определены следующие ключевые роли:
● <Медик> - самый квалифицированный и опытный в оказании первой мед. помощи. Должен следить за состоянием пострадавшего. При достаточной физической силе может быть сопровождающим при спуске.
● Сопровождающий. Здесь важна физическая сила, особенно на сложном рельефе. Основная задача сопровождающего во время спуска - это защита пострадавшего от ударов и трения о рельеф. Оптимально, если сопровождающий также является <медиком>.
II. Техническая часть. Подготовка спуска.
1. Группа организует перила и систему самостраховки для всех спасателей на
рабочей полке (площадке).
2. Организуются две независимые станции для спуска и для страховки пострадавшего с сопровождающим. При необходимости, эти станции могут быть включены в систему самостраховки спасателей.
● Каждая страховочная станция должна включать как минимум три точки закрепления
(крючья, закладки, ледобуры и т.п.)
● Рекомендуемый способ блокировки страховочных станций для спасательных работ показан на рис. 1.
Рис. 1
● Снаряжение необходимое для блокировки станций: основная веревка (самый
надежный вариант), репшнур 7-8мм, оттяжки из стропы.
Примечание:
● Саморегулирующиеся системы блокировки (компенсационные петли)
не рекомендуются для применения в спасательных работах. Это опасно!
Вырыв одной из точек крепления компенсационной петли может привести к сильному
рывку на оставшиеся точки, и к полному разрушению станции.
2.1. Узлы блокировки станций должны быть завязаны в направлении предполагаемой нагрузки, таким образом, чтобы и спусковая и страховочная веревки подходили к краю площадки под прямым углом. Это необходимо для предотвращения горизонтального смещения веревки по краю площадки под нагрузкой. В случае работы на скальной полке (площадке) такое смещение крайне нежелательно и опасно перетиранием веревки!
Край полки (площадки ) должен быть подготовлен до начала спуска - обработаны острые края, очищен от живых камней, снега и т.п. - (см. так же п. 6.)
2.2. При невозможности подвести веревку перпендикулярно к краю напрямую от станции,
необходимо использовать направляющий карабин (ролик) (см. рис.2).
Точка крепления направляющего карабина должна быть абсолютно надежной!
Рис. 2
2.3. В тех случаях, когда место расположения силового узла страховочной/спусковой станции неудобно для работы спасателя, можно подобрать более подходящее для работы положение способом удлинения станции.
На рис. 3 показан способ удлинения станции с помощью страховочной/спусковой
веревки:
● Конец веревки пристегивается к станции карабином с муфтой.
В случае нехватки муфтованных карабинов, веревка пристегивается двумя карабинами
без муфты, расположенными оппозиционно, либо привязывается к станции узлом
<восьмерка>.
● Для создания нового силового узла, на основной веревке, в удобном для работы месте, вяжется узел <восьмерка>. К этому узлу пристегивается страховочно-спусковое устройство и самостраховка спасателя.
● При необходимости станцию также можно удлинить с помощью оттяжки из стропы, но удлинение основной веревкой более надежно и является предпочтительным способом.
Рис.3
3. Организация страховочной и тормозной/спусковой системы.
3.1. Страховка.
● Оптимальное подручное устройство для страховки при спуске двух человек -
это <усиленный> узел УИАА (см. рис.4).
Рис. 4
Преимущества <усиленного узла> УИАА в сравнении с другими подручными устройствами:
● <Усиленный> узел УИАА позволяет одному спасателю надежно удерживать вес двух человек
● Узел позволяет легко переходить из спускового положения в положение подъема (выдавать и выбирать веревку) без дополнительных манипуляций.
● Узел может быть легко заблокирован и разблокирован под нагрузкой одним
спасателем.
● На рис. 5 показан способ блокировки страховочно - спускового устройства рифовым узлом.
Рифовый узел обязательно должен быть подстрахован конторольным узлом или
карабином (см. рис.5)
● Рифовый узел может быть легко завязан и развязан под нагрузкой.
Таким способом можно заблокировать практически любое страховочно - спусковое
устройство.
Рис. 5
3.2. Примечание:
● При спуске двух человек (условный груз 180- 200кг), в случае отказа (обрыва)
спусковой (тормозной) веревки динамическая нагрузка на страховочную веревку
может существенно превышать 4 kN.
● Ни одно из стандартных страховочно - спусковых устройств, применяемых в
альпинизме, не рассчитано на удержание такой нагрузки даже в статическом режиме.
● К стандартным страховочно-спусковым устройствам относятся:
Reverso и его аналоги, восьмерки, шайбы Штихта, <стаканы>, узел УИАА.
Из этих устройств только узел УИАА позволяет удержать нагрузку до 2.5 kN
максимум!
Все остальные устройства рассчитаны на удержание нагрузки не более 2 kN.
● Результаты испытаний страховочных систем, проведенных спасателями в разных странах, показывают:
При использовании стандартных альпинистских страховочно- спусковых устройств
для страховки двух человек, в случае обрыва/отказа спусковой веревки, в
момент рывка практически в 100% случаев гарантирована потеря контроля
страхующего над веревкой, и последующее падение пострадавшего и
сопровождающего!
Поэтому использование стандартных страховочно - спусковых устройств,
применяемых в альпинизме, без создания дополнительной системы торможения -
опасно!
3.3. Тормозная/спусковая система.
● Выбор тормозного устройства во многом зависит от типа и состояния используемой веревки:
а) Для мягких и тонких веревок хорошо подходят узлы <Усиленный> и <Двойной>
УИАА (см. рис. 6); а также способ удлинения станции с добавочным торможением -
(см. рис.7-В).
б) Для жестких/замерзших веревок лучше использовать один из вариантов тормоза с
удлинением станции либо двойной карабинный тормоз.
● Возможные варианты подручных тормозных систем пригодные для спуска двух
человек показаны на рис. 6-7.
● Подробнее о тормозных устройствах сказано в статье <Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами> http://www.risk.ru/users/fedor/6146/
Рис. 6
Рис. 7
4. Организация аварийной системы.
4.1. Аварийная система должна быть связана заранее и закреплена на одной из страховочных станций. При необходимости аварийная система присоединяется к спусковой или страховочной веревке при помощи схватывающего узла или зажима и на нее переносится основная нагрузка.
Это может быть необходимо в следующих ситуациях:
● Отказ тормозного или страховочного устройства
● Пропуск узла через тормозную или страховочную системы при спуске с
наращиванием веревок.
● Переход от спуска к подъему при организации полиспаста из грузовой веревки.
● Необходимость приподнять пострадавшего с сопровождающим на небольшое
расстояние.
4.2. В качестве аварийной системы могут использоваться мини-полиспасты или <реверсы> (<плавающие>) компоненты.
Для крепления аварийной системы к веревке удобно использовать узел <автоблок> из 7мм репшнура или нейлоновой стропы(оттяжки) так как он намного легче других узлов ослабляется после нагрузки, либо узел Бахмана.
4.2.1. Реверсы.
1. Самый простой одинарный <реверс> может быть организован из конца спусковой или страховочной веревки, закрепленного на станции (см. рис. 8-А)
● Для организации такого реверса требуется минимум снаряжения:
Петля для схватывающего узла или зажим, и один карабин с муфтой.
Оптимально для этих целей подходит большой грушевидный карабин с муфтой
(см. рис. 8-А).
● При спуске или подъеме двух человек в одинарном реверсе надо использовать <усиленный> узел УИАА.
Рис. 8
2. Одинарный реверс из отдельного конца основной веревки - рис. 10-Б.
3. <Двойной> реверс из отдельного конца основной веревки - рис. 10-В.
В этом случае карабин на схватывающем узле создает дополнительное торможение.
Поэтому на карабине, расположенном на станции, допустимо использование обычного
узла УИАА.
● Свободные концы реверсов обязательно должны быть закреплены на станции.
● Подробнее о различных способах организации реверсов см. статью
<Наращивание спусковых веревок при транспортировке пострадавшего>
http://www.risk.ru/users/fedor/6378/
4.2.2. Мини-полиспасты.
Самые простые мини-полиспасты также могут быть сделаны из конца основной веревки или 7-8мм репшнура.
● На рис. 9 показаны самые практичные рабочие схемы. Большее количество оборотов
приводит к слишком большим потерям на трение и выигрыша в силе не дает.
Мини-полиспаст блокируется рифовым узлом и дополнительным контрольным узлом.
● Другие варианты мини-полиспастов приведены в статье <Дополнения к материалам по полиспастам> http://www.risk.ru/users/fedor/6055/
.
Рис. 9
5. Организуется система подвески пострадавшего и сопровождающего.
5.1. На Рис. 10 показана Универсальная система подвески.
Рис. 10
5.2. На рис. 11 показана полная схема организации спуска пострадавшего с
сопровождающим, включая аварийную систему.
Рис. 11
5.3. Последовательность организации подвески пострадавшего и сопровождающего
● На концах страховочной и спусковой веревок завязываются узлы <восьмерка>.
Узлы пристегиваются к беседке (к узлу блокировки грудной обвязки и беседки)
сопровождающего.
Если нет карабинов с муфтой, каждый узел пристегивается двумя карабинами без
муфты, расположенными оппозиционно (как в карабинном тормозе).
● Для подвески пострадавшего, на расстоянии примерно 1.5 - 1.7метра от концов, на сложенных вместе веревках, завязывается общий грузовой узел - <австрийский проводник> или булинь. Рис. 12.
Рис. 12
● К грузовому узлу пристегиваются две оттяжки разной длины для подвески
пострадавшего.
● Общая длина короткой оттяжки, включая карабины ~ 50-60см.
● Вторая оттяжка должна быть примерно на 10см длиннее ~ 60-70см.
● Длинная оттяжка подстраховывает короткую во время спуска. Она также служит для самостраховки пострадавшего на промежуточных точках и станциях:
При необходимости, ненагруженная длинная оттяжка может быть легко отстегнута
от спускового узла и пристегнута к другой точке страховки.
● Для регулировки положения сопровождающего можно использовать:
а) Схватывающий узел пруссик в три оборота из петли 7мм репшнура.
Петля связывается узлом <грейпвайн> (см. рис. 10).
Длина петли для схватывающего узла ~ 50см.
б) Французский (обмоточный) схватывающий узел из нейлоновой стропы или оттяжки.
в) Страховочно-спусковое устройство Petzl Gri-Gri.
● Для перемещений при работе на отвесе, сопровождающий использует зажим (узел Бахмана/ прусик) с петлей/лесенкой для ноги. Зажим пристегивается ниже
схватывающего узла.
● При работе с Gri-Gri зажим пристегивается выше устройства.
● Как правило, при работе на крутых и отвесных склонах оптимальная длина подвески сопровождающего должна быть примерно на 20 см. длиннее подвески
пострадавшего, то есть ~ 80-90см.
Такая длина удобна для транспортировки пострадавшего в одном из основных
положений для спуска:
● За спиной спасателя
● Перед спасателем, поперек
● Сбоку от спасателя
5.4. Основные преимущества универсальной системы подвески:
● Высокая надежность:
Спусковая и страховочные системы дублируют друг друга в целом.
Также продублированы все ключевые узлы, находящиеся под нагрузкой:
а) короткая (грузовая) оттяжка подвески пострадавшего подстрахована длинной
оттяжкой.
б) Нагруженный конец регулируемой подвески спасателя подстрахован ненагруженным
концом страховочной веревки.
● Система дает сопровождающему возможность маневра:
При необходимости сопровождающий может приспускаться или отходить в сторону
для того чтобы просмотреть дальнейший путь спуска, убрать живые камни и т.п.
При работе на сложном рельефе переменной крутизны сопровождающий может
подбирать оптимальную длину своей подвески. Это позволяет лучше контролировать
пострадавшего на каждом этапе спуска, облегчает работу сопровождающего и
снижает дискомфорт пострадавшего.
● Система быстро собирается и разбирается:
Завязанные двойной веревкой узлы <австрийский проводник> и булинь достаточно
легко развязать даже после нагрузки весом двух человек.
Австрийский проводник может быть развязан без отстегивания сопровождающего
от концов веревок.
Булинь развязывается после нагрузки легче чем <австрийский проводник>, но для
этого необходимо отстегнуть сопровождающего.
Узлы <восьмерки> на концах веревок для подвески сопровождающего не
нагружаются во время спуска, т.к. вес спасателя находится на регулирующем
схватывающем узле/ Gri-Gri, и также легко развязываются.
Это особенно важно в тех случаях, когда после спуска пострадавшего с
сопровождающим, спасателям необходимо спускаться по этим же веревкам с
последующим продергиванием.
6. Для работы на краю площадки выделяется отдельный спасатель.
Его основные задачи:
● Подготовка края площадки к спуску: очистка от живых камней, снега, обработка острых краев, оптимальное расположение веревок на перегибе и т.д.
● Помощь сопровождающему при переходе через край площадки (полки).
● Помощь в коммуникации между сопровождающим и группой по ходу спуска.
6.1.Для спасателя, работающего на краю, должна быть организована регулируемая самостраховка из отдельного конца/ пряди/ основной веревки. Регулировка осуществляется с помощью схватывающего узла/ Gri-Gri, также как у сопровождающего. Во время работы на краю самостраховка должна быть отрегулирована внатяг, слабина недопустима!
6.2. При протяженном спуске с пересадками один из спасателей спускается первым и организует следующую страховочную станцию для приема пострадавшего.
Если сопровождающий не является <медиком>, то первым вниз направляется спасатель- <медик>, имеющий самый большой опыт в оказании первой помощи. После прибытия пострадавшего на станцию, <медик> продолжает следить за его состоянием и оказывать необходимую помощь.
7. Одновременно с организацией спусковой и страховочной систем необходимо подготовить пострадавшего к спуску.
Способ <упаковки> зависит от характера и тяжести полученных травм и общего состояния пострадавшего.
● Для стабилизации и удобства легко пострадавшего во время спуска, может быть вполне достаточно поддержки в виде импровизированной грудной обвязки.
Такая обвязка может быть сделана из стандартных петель-оттяжек и других
подручных материалов (см. рис. 13).
Рис. 13
● Для пострадавшего с серьезными травмами может потребоваться более сложный вариант подвески.
Один из возможных вариантов <упаковки> пострадавшего, нуждающегося в
транспортировке в лежачем положении, показан на рис.14.
Рис. 14
III. Порядок спуска.
1. Начало спуска. Предварительное натяжение спусковой системы.
Переход через край площадки.
1.1. Начало спуска и переход через край - это одни из самых трудных, ответственных и потенциально опасных этапов спуска.
Типичная ошибка, совершаемая в самом начале спуска, когда сопровождающий и пострадавший переходят через край площадки, это выдача слабо нагруженной спусковой веревки.
При переходе через край излишняя слабина может привести к падению и травмам сопровождающего и пострадавшего.
Падения и травмы при переходе через край полки (площадки) случаются как во время
тренировок, так и во время реальных спасработ. Происходит это не так уж редко, поэтому за рубежом в профессиональной спасательной терминологии существует такое понятие как <краевая травма> (edge trauma).
Чтобы этого избежать, необходимо произвести предварительное натяжение спусковой системы, пока спускаемые еще находятся в пределах площадки.
Эта несложная, но чрезвычайно важная процедура, не занимает много времени и
существенно снижает риск на начальном этапе спуска.
1.2.Порядок предварительного натяжения:
● Сопровождающий и пострадавший должны находиться на самостраховках, быть пристегнуты к спусковой и страховочной веревкам и готовы к спуску.
● Спасатели, работающие на тормозной системе, и страховке выбирают всю излишнюю слабину.
● Спусковая и Страховочная системы блокируются рифовыми узлами.
● Сопровождающий с помощью спасателя, работающего на краю, нагружает спусковую и страховочную веревки.
● Производится финальная проверка системы:
Смотрят: правильно ли выбрано направление нагрузки в целом, как ведут себя все
элементы спусковой и страховочной систем под нагрузкой (правильно ли
ориентированы карабины, не зажимаются ли какие-либо компоненты системы
другими компонентами и т.д)
● При необходимости устраняются замеченные недочеты.
Если все в порядке, то далее - только по команде руководителя:
● Системы разблокируются.
● Самостраховки сопровождающего и пострадавшего снимаются.
● Сопровождающий начинает спуск.
IV. Общие правила безопасности во время спуска пострадавшего.
1. Заметив, какую либо неисправность каждый спасатель имеет право скомандовать
<Стоп!>. Эта команда должна быть передана по цепочке и все спасатели должны
остановиться. После этого выясняют и устраняют обнаруженную неисправность.
2. Все остальные действия спасателей на площадке должны выполняться только по
команде руководителя.
3. Спусковая и страховочная веревки должны выдаваться максимально плавно, без
рывков.
Кроме того, что быстрый спуск сложен и опасен для сопровождающего и
пострадавшего, он также может привести к опасному перегреву спускового
устройства и оплавлению веревки.
4. Исключительно важна четкая коммуникация спасателей, работающих наверху с
сопровождающим.
Спасатель, работающий на краю площадки должен внимательно наблюдать за
спускающимися и поддерживать голосовой контакт с сопровождающим.
5. При спасработах силами малой группы, работа на краю - это оптимальное место
нахождения руководителя.
V. Техника страховки при спуске пострадавшего с сопровождающим.
Для каждого этапа спуска характерны различные факторы риска. Поэтому каждый этап требует особой техники страховки.
1. Условно можно выделить два основных этапа спуска:
● Первый или начальный этап: это переход через край площадки и начало спуска
● Второй этап - последующий спуск.
2. Основные факторы риска начального этапа спуска:
● Опасность падения сопровождающего с пострадавшим при переходе через край площадки. При этом возможен сильный рывок на спусковую и страховочную системы.
● Если при падении веревка ляжет на край не под прямым углом, то при рывке
произойдет смещение веревки по краю. Последствиями такого смещения могут быть:
а) Серьезные повреждения или обрыв спусковой веревки.
б) Срыв камней.
● Сразу после перехода через край, сопровождающий обычно находится в стадии выбора оптимального пути, поэтому вполне вероятны отклонения от вертикальной линии спуска. Такие отклонения могут привести к маятнику. В случае маятника существует опасность повреждения сильно натянутой спусковой веревки.
3. Основная функция страховочной системы на начальном этапе спуска -
это подстраховка спусковой системы на случай её отказа по указанным выше
(или другим) причинам.
4. Техника страховки на начальном этапе спуска.
● Основной вес спускаемых (~ 80-90%) должен приходиться на грузовую (спусковую) веревку.
● Страховочная веревка должна выдаваться без слабины, с небольшим
натяжением (не более 10 - 20% общей нагрузки).
В таком состоянии у страховки больше шансов выполнить свою задачу по следующим
причинам:
● У слабо натянутой веревки меньше шансов обрыва при срыве на краю площадки.
● Меньше шансов быть перебитой камнем.
● Меньше шансов повреждения при маятнике.
5. Основные факторы риска второго этапа спуска:
● На этом этапе больше вероятность сброса камней смещением слабо натянутой
страховочной веревки по рельефу.
● Однако самая главная опасность на этом этапе - это большое удлинение
страховочной веревки в случае отказа/обрыва спусковой системы.
Даже относительно небольшое падение при удлинении страховочной веревки может
привести к ударам спускающихся о рельеф и травмам!
6. Техника страховки на втором этапе спуска.
● Для снижения приведенных выше факторов риска, на втором этапе спуска
рекомендуется равномерное распределение нагрузки между страховочной и
спусковой веревкой.
7. Примечание:
● Приведенные выше рекомендации по страховке относятся к ситуациям спасательных работ силами самой группы, в которой случилось ЧП, либо с привлечением сил других альпинистских групп, пришедших на помощь, и рассчитаны на использование для спуска и страховки обычного альпинистского снаряжения и динамической веревки.
● Техника страховки при спуске и подъеме двух человек, применяемая
профессиональными спасателями отличается от данных рекомендаций и рассчитана
на применение статической веревки и специальных страховочных устройств.
Подробнее об этом будет сказано в статье <Спасательная страховка>.
● Согласно данным испытаний спасательных страховочных систем,
представленным на международном конгрессе IKAR (The International Commission for
Alpine Rescue, Международная Комиссия по Спасению в Горах) в 2005г:
В случае обрыва спусковой веревки при спуске двух человек (груз 200кг), (при
жестком, без протравливания, удержании страховки), удлинение 11мм статической
страховочной веревки длиной 30м, до момента остановки груза, составляет - 2.4м (удлинение 8%)
Это означает, что даже при использования для страховки статической веревки,
в случае обрыва спусковой веревки сопровождающему и пострадавшему грозит
падение на глубину порядка 2.5 м.
Даже такое, относительно небольшое, падение при удлинении страховочной
веревки может привести к ударам спускающихся о рельеф и травмам!
● Данные по динамической веревке не приводились. Однако известно, что
статическое удлинение для одинарной динамической веревки с грузом 85кг.
находится в пределах 8-10% (стандарт UIAA/CE - максимум 10%).
Для сравнения - удлинение 11мм статической веревки, применявшейся в
испытаниях, составляет не более 6% при нагрузке в 300кг.
Очевидно, что в случае обрыва одной из веревок при спуске груза весом ~ 200 кг удлинение динамической веревки будет существенно больше (минимум в 3 раза!) чем у статической веревки, и может привести к тяжелым последствиям для пострадавшего и спасателя.
● Согласно рекомендациям IKAR для профессиональных и полупрофессиональных (волонтерских) спасательных формирований, для страховки при спуске и подъеме двух человек должна применяться только статическая веревка!
● Вывод: Работать динамической веревкой надо максимально
осторожно на всем протяжении спуска!
● Справка:
IKAR (The International Commission For Alpine Rescue) -
Международная Комиссия по Спасению в Горах. Эта организация существует с 1948 года и в настоящее время объединяет профессионалов-спасателей высшей квалификации из 31 страны.
Существует четыре постоянно действующих комиссии IKAR:
Наземные спасработы (Terrestrial Rescue), Медицинская, Лавинная и Авиационная.
В каждой комиссии работает по 2 представителя от каждой страны, члена IKAR.
Комиссии собираются 2 раза в год.
Ежегодно в различных странах - членах этой организации проходит международный
конгресс IKAR, где делаются доклады по разным аспектам спасательных работ в горах.
Часть этих докладов в формате PDF можно найти на сайте IKAR http://www.ikar-cisa.org
в разделе Minutes. России в списке членов IKAR пока нет.