На главную » Статьи, книги, фильмы
Продолжаю тему технических аспектов спасательных работ начатую в статье о полиспастах.
К сожалению, сейчас нет времени для написания столь <глобальных> материалов.
Но есть некоторый багаж знаний и умений в этой области, а также желание поделиться этими знаниями. Потому планирую сделать серию небольших заметок, посвященных различным техническим приемам.
Прежде всего, хочу рассказать о тех приемах, которые у нас мало известны и не упоминаются в нашей методической литературе.
Основная тормозная система для спуска пострадавшего подручными средствами, рекомендуемая нашими методиками - это карабинный тормоз.
Эта простая и надежная система и её вариации достаточно хорошо известны. Поэтому не буду на ней останавливаться. Скажу только, что основной недостаток классического карабинного тормоза заключается в том, что для организации спуска пострадавшего с сопровождающим (или просто тяжеловесного пострадавшего) требуется довольно много карабинов. В спасательных работах вполне возможны ситуации, когда карабинов может просто не хватить. Например, при спасательных работах силами малой группы на технически сложном маршруте каждый карабин на счету.
Поэтому есть смысл знать и другие, менее <карабиноемкие> способы.
Ниже описаны два способа организации тормозных систем, которые могут пополнить <репертуар> технических спасательных приемов всех, кто работает с веревками.
Оба способа требуют минимум снаряжения.
Примечание:
Данный материал не является исчерпывающим. Существуют и другие виды импровизированных тормозных систем, которые могут применяться в спасательных работах подручными средствами.
Приведенные ниже способы рекомендованы Канадской Ассоциацией Горных Гидов и входят в обязательный перечень технических приемов, изучаемых профессиональными гидами на курсе по спасработам подручными средствами.
Способ 1.
Организация тормозной системы с помощью страховочно-спускового устройства "Reverso" и его аналогов методом <Удлинения станции>.
Как видно из рис.1 Размещение "Reverso" на удлиняющей оттяжке позволяет создать дополнительное тормозное усилие за счет пропуска спусковой веревки через дополнительный карабин А на страховочной станции.
Таким способом можно спускать пострадавшего, как на одинарной, так и на двойной веревке. Рис.2
Этот способ дает возможность одному спасателю надежно удерживать достаточно тяжелый груз. Рис 3.
При необходимости эта система достаточно легко может быть заблокирована и разблокирована под нагрузкой одним спасателем. Ступени блокировки показаны на рис. 4-6.
Блокировка в рабочем (затянутом) положении рис. 6.
При нехватке карабинов удлиняющая оттяжка может быть закреплена на станции полусхватывающим узлом. Рис. 7.
Узел Б - это закрепление конца спусковой веревки. Узел ввязан в станцию для экономии карабинов.
В качестве удлинителя может также использоваться сама спусковая веревка. Рис. 8.
Примечания:
1.!Важно! При использовании данной системы возможно большое трение входящей ветви веревки об удлиняющую оттяжку! Не рекомендуется использовать в качестве удлинителя оттяжки из Dyneema и Spectra - это опасно! У этих материалов очень низкая температура плавления - всего 147С (начинают размягчаться уже при 100С).
Наиболее безопасная схема с использованием основной веревки показана на рис. 8.
2. На рисунках 1-6 в качестве удлинителя использована петля из арамидного волокна Technora, диаметр 5.5мм, штатная прочность на разрыв 25kN (2500кг), температура плавления этого материала порядка 500 градусов (точных цифр не помню) - это существенно выше чем у нейлона - 260 градусов.
3. Возможны и другие способы организации этой системы.
Главное - запомнить сам принцип удлинения станции и использования дополнительного тормозного карабина.
Способ 2.
В случае спуска пострадавшего с сопровождающим на отвесе может пригодиться узел <двойной УИАА>. рис. 9А
Этот узел позволяет легко спускать очень тяжелые грузы.
Он также может быть полезен при работе с тонкими и скользкими веревками.
В отличие от обычного узла УИАА этот узел практически не крутит веревку.
С помощью <двойного УИАА> один спасатель может, не напрягаясь, спускать даже трех человек (двух сопровождающих и пострадавшего).
Для работы с узлом <двойной УИАА> требуется минимальное количество снаряжения - всего один карабин с муфтой. Оптимален большой страховочный грушевидный карабин.
Последовательность вязки узла <двойной УИАА> показана на рис. 9-16.
Узел <двойной УИАА> в рабочем положении рис. 16.
Главный недостаток этого способа заключается в том, что он работает только при достаточно большой нагрузке. При небольшой нагрузке, например при спуске по склону положительной крутизны, усилие торможения может оказаться слишком большим. Порой спускающему приходиться не удерживать веревку за узлом, а подавать её в узел.
В таких случаях для уменьшения трения в узле можно использовать два карабина, как это показано на рис. 17.
Узел <двойной УИАА> также может быть легко заблокирован и разблокирован под нагрузкой одним спасателем. Рис 18 - 20.
Блокировка узла в рабочем (затянутом) положении рис. 20.
Статьи, книги, фильмы
Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами
Продолжаю тему технических аспектов спасательных работ начатую в статье о полиспастах.
К сожалению, сейчас нет времени для написания столь <глобальных> материалов.
Но есть некоторый багаж знаний и умений в этой области, а также желание поделиться этими знаниями. Потому планирую сделать серию небольших заметок, посвященных различным техническим приемам.
Прежде всего, хочу рассказать о тех приемах, которые у нас мало известны и не упоминаются в нашей методической литературе.
Основная тормозная система для спуска пострадавшего подручными средствами, рекомендуемая нашими методиками - это карабинный тормоз.
Эта простая и надежная система и её вариации достаточно хорошо известны. Поэтому не буду на ней останавливаться. Скажу только, что основной недостаток классического карабинного тормоза заключается в том, что для организации спуска пострадавшего с сопровождающим (или просто тяжеловесного пострадавшего) требуется довольно много карабинов. В спасательных работах вполне возможны ситуации, когда карабинов может просто не хватить. Например, при спасательных работах силами малой группы на технически сложном маршруте каждый карабин на счету.
Поэтому есть смысл знать и другие, менее <карабиноемкие> способы.
Ниже описаны два способа организации тормозных систем, которые могут пополнить <репертуар> технических спасательных приемов всех, кто работает с веревками.
Оба способа требуют минимум снаряжения.
Примечание:
Данный материал не является исчерпывающим. Существуют и другие виды импровизированных тормозных систем, которые могут применяться в спасательных работах подручными средствами.
Приведенные ниже способы рекомендованы Канадской Ассоциацией Горных Гидов и входят в обязательный перечень технических приемов, изучаемых профессиональными гидами на курсе по спасработам подручными средствами.
Способ 1.
Организация тормозной системы с помощью страховочно-спускового устройства "Reverso" и его аналогов методом <Удлинения станции>.
Как видно из рис.1 Размещение "Reverso" на удлиняющей оттяжке позволяет создать дополнительное тормозное усилие за счет пропуска спусковой веревки через дополнительный карабин А на страховочной станции.
Таким способом можно спускать пострадавшего, как на одинарной, так и на двойной веревке. Рис.2
Этот способ дает возможность одному спасателю надежно удерживать достаточно тяжелый груз. Рис 3.
При необходимости эта система достаточно легко может быть заблокирована и разблокирована под нагрузкой одним спасателем. Ступени блокировки показаны на рис. 4-6.
Блокировка в рабочем (затянутом) положении рис. 6.
При нехватке карабинов удлиняющая оттяжка может быть закреплена на станции полусхватывающим узлом. Рис. 7.
Узел Б - это закрепление конца спусковой веревки. Узел ввязан в станцию для экономии карабинов.
В качестве удлинителя может также использоваться сама спусковая веревка. Рис. 8.
Примечания:
1.!Важно! При использовании данной системы возможно большое трение входящей ветви веревки об удлиняющую оттяжку! Не рекомендуется использовать в качестве удлинителя оттяжки из Dyneema и Spectra - это опасно! У этих материалов очень низкая температура плавления - всего 147С (начинают размягчаться уже при 100С).
Наиболее безопасная схема с использованием основной веревки показана на рис. 8.
2. На рисунках 1-6 в качестве удлинителя использована петля из арамидного волокна Technora, диаметр 5.5мм, штатная прочность на разрыв 25kN (2500кг), температура плавления этого материала порядка 500 градусов (точных цифр не помню) - это существенно выше чем у нейлона - 260 градусов.
3. Возможны и другие способы организации этой системы.
Главное - запомнить сам принцип удлинения станции и использования дополнительного тормозного карабина.
Способ 2.
В случае спуска пострадавшего с сопровождающим на отвесе может пригодиться узел <двойной УИАА>. рис. 9А
Этот узел позволяет легко спускать очень тяжелые грузы.
Он также может быть полезен при работе с тонкими и скользкими веревками.
В отличие от обычного узла УИАА этот узел практически не крутит веревку.
С помощью <двойного УИАА> один спасатель может, не напрягаясь, спускать даже трех человек (двух сопровождающих и пострадавшего).
Для работы с узлом <двойной УИАА> требуется минимальное количество снаряжения - всего один карабин с муфтой. Оптимален большой страховочный грушевидный карабин.
Последовательность вязки узла <двойной УИАА> показана на рис. 9-16.
Узел <двойной УИАА> в рабочем положении рис. 16.
Главный недостаток этого способа заключается в том, что он работает только при достаточно большой нагрузке. При небольшой нагрузке, например при спуске по склону положительной крутизны, усилие торможения может оказаться слишком большим. Порой спускающему приходиться не удерживать веревку за узлом, а подавать её в узел.
В таких случаях для уменьшения трения в узле можно использовать два карабина, как это показано на рис. 17.
Узел <двойной УИАА> также может быть легко заблокирован и разблокирован под нагрузкой одним спасателем. Рис 18 - 20.
Блокировка узла в рабочем (затянутом) положении рис. 20.