На главную » Статьи, книги, фильмы
I. Часть II, пункт 2.5.4. б. Комплексные полиспасты.
Отличительная особенность комплексных полиспастов - наличие в системе роликов движущихся навстречу грузу.
На рис.1 приведены схемы комплексных полиспастов, в которых надо тянуть в сторону от станции.
Благодаря этой особенности такие полиспасты лучше других схем подходят для работы на крутых склонах, отвесах, и во всех других случаях, когда станция расположена выше спасателей. Они позволяют тянуть полиспаст вниз и включать в работу вес спасателей (см. Рис. 1)
Примечание:
1. В моей практике, при отработке спасработ в двойке, схема 3:1 позволяет одному спасателю поднимать пострадавшего напарника на отвесе даже при наличии в схеме всего одного ролика. Оптимальное расположение ролика - на месте красного ролика на схеме.
На месте перегибающего голубого ролика на станции может быть карабин.
2. Если роликов нет, и используются только карабины, то для подъема пострадавшего напарника в одиночку на отвесе хорошо работает схема 5:1.
II. Часть III, пункт 3.4. Способы автоматической фиксации веревки в полиспастах подручными средствами.
Применение восьмерки для автоматической фиксации веревки в полиспастах. Рис. 2-3.
Этот способ хорошо работает при использовании восьмерки классической формы и большого грушевидного карабина с муфтой.
Рис. 2
Рис. 3
Плюсы:
● Не требует специального снаряжения.
Восьмерка - распространенное страховочно - спусковое устройство.
● Быстро устанавливается в систему.
● Трение меньше чем в узле Гарда.
Минусы:
● Работает только на веревках диаметром 9 -11мм.
На более тонких веревках может проскальзывать.
● Невозможно выдать веревку под нагрузкой.
● Некоторые модели восьмерок могут работать хуже, чем восьмерка классической формы, показанная на рисунках.
III. Часть III, пункт 6. Мини-полиспасты - аварийные системы.
Компактные миниполиспасты широко применяются спасателями, как в горах, так и в техногенных условиях.
Их основное назначение:
1. Работа в ограниченном пространстве, когда недостаточно места для размещения полноценного полиспаста.
2. Аварийные системы (АС) при спуске и подъеме пострадавшего:
● (АС) служат для переноса нагрузки при спуске/подъеме с наращиванием
веревок (пропуск узла через спусковую систему/полиспаст)
● При необходимости (АС) позволяют приподнять пострадавшего на небольшое
расстояние по ходу спуска, не разбирая спусковую систему.
3. Мини-полиспаст - это удобный и безопасный инструмент для снятия пострадавшего,
зависшего на веревке или оттяжке/промежуточной точке. Позволяет проводить
освобождение от зависания силами одного спасателя.
4. Регулируемая самостраховка для подвески пострадавшего (в акье или без)
на промежуточных висячих станциях при спуске по стене.
Такая самостраховка позволяет силами одного спасателя совершать следующие важные маневры с пострадавшим:
● Плавно переносить вес пострадавшего/акьи на спусковую систему
● Приподнимать и опускать пострадавшего/акью при работе на висячей станции.
Кроме облегчения работы спасателя, возможность плавного подъема/спуска важна
для снижения дискомфорта пострадавшего при таких манипуляциях.
Примечание:
● За рубежом мини-полиспасты входят в обязательный стандартный набор спасснаряжения для работы в горах.
Как правило, при выходе на технически сложные спасработы, профессиональные спасатели всегда имеют с собой 1-2 заранее собранных мини-полиспаста.
● Наиболее распространенные варианты мини-полиспастов, применяемых профессионалами, показаны на рис. 4 и рис. 5
Для таких мини-полиспастов обычно используют 9мм статическую веревку длиной 8-10м.
Схватывающий узел в схеме на Рис.4 делается из 6мм репшнура.
Рис. 4
Рис. 5
Мини-полиспасты также могут быть собраны из подручных средств.
Рисунки 6-7.
Для сборки самого простого мини-полиспаста необходимо 5-6 метров 7мм репшнура и два карабина с муфтой. Оптимально подходят большие грушевидные карабины HMS.
На Рис. 4 показаны самые практичные рабочие схемы. Большее количество оборотов приводит к слишком большим потерям на трение и выигрыша в силе не дает.
Мини-полиспаст блокируется рифовым узлом и дополнительным контрольным узлом.
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Практические советы:
● Как видно из рисунков, в зависимости от места крепления груза и станции, любой
мини-полиспаст имеет два варианта выигрыша в усилии.
● Мини-полиспасты с усилием 2:1 (см. рис. 7) обычно используются только для
освобождения пострадавшего от зависания.
Для других случаев лучше использовать схемы с выигрышем в усилии 3:1 и выше.
● Мини-полиспасты с применением страховочного устройства Gri-Gri позволяют легко выдать веревку под нагрузкой.
Такие мини-полиспасты удобны в качестве регулируемых самостраховок пострадавшего/акьи на висячих станциях.
● Иногда, при работе на заснеженной и обледенелой веревке автоблокирующие компоненты мини-полиспаста (Gri-Gri , Прусик, Блок-зажим) могут немного протравливать веревку под нагрузкой.
В таких случаях любой мини-полиспаст может быть дополнительно заблокирован рифовым и дополнительным контрольным узлом, так как это показано на рис. 6.
2. На второй показан узел автоблок. Этот узел обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с <прусиком> и другими схватывающими узлами:
● <Автоблок> намного легче ослабляется после снятия нагрузки.
● В большинстве случаев, при необходимости, <автоблок> можно сдвинуть и
ослабить даже под нагрузкой. То есть намного меньше шансов, что узел затянется
намертво.
● <Автоблок> очень быстро развязывается - достаточно выстегнуть из карабина
одну из петель и узел мгновенно разматывается.
При этом гораздо меньше шансов потерять петлю для узла, так как она остается
встегнутой в карабин.
Как справедливо заметил Single Fox, <автоблок> порядком удобнее <прусика> для работы в качестве тянущего узла в полиспасте и во многих других случаях.
Особенно удобен <автоблок> для подстраховки спуска по веревке. Подробно об этом способе можно прочитать здесь http://www.risk.ru/users/fedor/2385/
Пожалуй, единственный недостаток этого узла заключается в том, что качество работы <автоблока> в большей степени (по сравнению с другими схватывающими узлами) зависит от качества репшнура или стропы из которых он сделан:
Для надежной работы <автоблока> особенно важно пользоваться мягким, качественным репшнуром. <Автоблок>, сделанный из жесткого репшнура, может работать хуже, чем <прусик> из того же репа.
Статьи, книги, фильмы
Дополнения к материалам по полиспастам
I. Часть II, пункт 2.5.4. б. Комплексные полиспасты.
Отличительная особенность комплексных полиспастов - наличие в системе роликов движущихся навстречу грузу.
На рис.1 приведены схемы комплексных полиспастов, в которых надо тянуть в сторону от станции.
Благодаря этой особенности такие полиспасты лучше других схем подходят для работы на крутых склонах, отвесах, и во всех других случаях, когда станция расположена выше спасателей. Они позволяют тянуть полиспаст вниз и включать в работу вес спасателей (см. Рис. 1)
Примечание:
1. В моей практике, при отработке спасработ в двойке, схема 3:1 позволяет одному спасателю поднимать пострадавшего напарника на отвесе даже при наличии в схеме всего одного ролика. Оптимальное расположение ролика - на месте красного ролика на схеме.
На месте перегибающего голубого ролика на станции может быть карабин.
2. Если роликов нет, и используются только карабины, то для подъема пострадавшего напарника в одиночку на отвесе хорошо работает схема 5:1.
II. Часть III, пункт 3.4. Способы автоматической фиксации веревки в полиспастах подручными средствами.
Применение восьмерки для автоматической фиксации веревки в полиспастах. Рис. 2-3.
Этот способ хорошо работает при использовании восьмерки классической формы и большого грушевидного карабина с муфтой.
Рис. 2
Рис. 3
Плюсы:
● Не требует специального снаряжения.
Восьмерка - распространенное страховочно - спусковое устройство.
● Быстро устанавливается в систему.
● Трение меньше чем в узле Гарда.
Минусы:
● Работает только на веревках диаметром 9 -11мм.
На более тонких веревках может проскальзывать.
● Невозможно выдать веревку под нагрузкой.
● Некоторые модели восьмерок могут работать хуже, чем восьмерка классической формы, показанная на рисунках.
III. Часть III, пункт 6. Мини-полиспасты - аварийные системы.
Компактные миниполиспасты широко применяются спасателями, как в горах, так и в техногенных условиях.
Их основное назначение:
1. Работа в ограниченном пространстве, когда недостаточно места для размещения полноценного полиспаста.
2. Аварийные системы (АС) при спуске и подъеме пострадавшего:
● (АС) служат для переноса нагрузки при спуске/подъеме с наращиванием
веревок (пропуск узла через спусковую систему/полиспаст)
● При необходимости (АС) позволяют приподнять пострадавшего на небольшое
расстояние по ходу спуска, не разбирая спусковую систему.
3. Мини-полиспаст - это удобный и безопасный инструмент для снятия пострадавшего,
зависшего на веревке или оттяжке/промежуточной точке. Позволяет проводить
освобождение от зависания силами одного спасателя.
4. Регулируемая самостраховка для подвески пострадавшего (в акье или без)
на промежуточных висячих станциях при спуске по стене.
Такая самостраховка позволяет силами одного спасателя совершать следующие важные маневры с пострадавшим:
● Плавно переносить вес пострадавшего/акьи на спусковую систему
● Приподнимать и опускать пострадавшего/акью при работе на висячей станции.
Кроме облегчения работы спасателя, возможность плавного подъема/спуска важна
для снижения дискомфорта пострадавшего при таких манипуляциях.
Примечание:
● За рубежом мини-полиспасты входят в обязательный стандартный набор спасснаряжения для работы в горах.
Как правило, при выходе на технически сложные спасработы, профессиональные спасатели всегда имеют с собой 1-2 заранее собранных мини-полиспаста.
● Наиболее распространенные варианты мини-полиспастов, применяемых профессионалами, показаны на рис. 4 и рис. 5
Для таких мини-полиспастов обычно используют 9мм статическую веревку длиной 8-10м.
Схватывающий узел в схеме на Рис.4 делается из 6мм репшнура.
Рис. 4
Рис. 5
Мини-полиспасты также могут быть собраны из подручных средств.
Рисунки 6-7.
Для сборки самого простого мини-полиспаста необходимо 5-6 метров 7мм репшнура и два карабина с муфтой. Оптимально подходят большие грушевидные карабины HMS.
На Рис. 4 показаны самые практичные рабочие схемы. Большее количество оборотов приводит к слишком большим потерям на трение и выигрыша в силе не дает.
Мини-полиспаст блокируется рифовым узлом и дополнительным контрольным узлом.
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Практические советы:
● Как видно из рисунков, в зависимости от места крепления груза и станции, любой
мини-полиспаст имеет два варианта выигрыша в усилии.
● Мини-полиспасты с усилием 2:1 (см. рис. 7) обычно используются только для
освобождения пострадавшего от зависания.
Для других случаев лучше использовать схемы с выигрышем в усилии 3:1 и выше.
● Мини-полиспасты с применением страховочного устройства Gri-Gri позволяют легко выдать веревку под нагрузкой.
Такие мини-полиспасты удобны в качестве регулируемых самостраховок пострадавшего/акьи на висячих станциях.
● Иногда, при работе на заснеженной и обледенелой веревке автоблокирующие компоненты мини-полиспаста (Gri-Gri , Прусик, Блок-зажим) могут немного протравливать веревку под нагрузкой.
В таких случаях любой мини-полиспаст может быть дополнительно заблокирован рифовым и дополнительным контрольным узлом, так как это показано на рис. 6.
Раз уж тут зашла речь о <прусике> и <автоблоке> решил выложить пару картинок.
1. На первой показан простой способ изоляции узла <грейпвайн> которым связана петля для схватывющего узла.
Связанный из мягкого качественного репшнура, такой <прусик> не теряет
своих <схватывающих> свойств. В то же время повышается общая прочность
рабочей петли <прусика>, а так же облегчается работа с ним:
● <Прусик> легче ослабляется после снятия нагрузки
● Узел легче завязывается и развязывается
2. На второй показан узел автоблок. Этот узел обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с <прусиком> и другими схватывающими узлами:
● <Автоблок> намного легче ослабляется после снятия нагрузки.
● В большинстве случаев, при необходимости, <автоблок> можно сдвинуть и
ослабить даже под нагрузкой. То есть намного меньше шансов, что узел затянется
намертво.
● <Автоблок> очень быстро развязывается - достаточно выстегнуть из карабина
одну из петель и узел мгновенно разматывается.
При этом гораздо меньше шансов потерять петлю для узла, так как она остается
встегнутой в карабин.
Как справедливо заметил Single Fox, <автоблок> порядком удобнее <прусика> для работы в качестве тянущего узла в полиспасте и во многих других случаях.
Особенно удобен <автоблок> для подстраховки спуска по веревке. Подробно об этом способе можно прочитать здесь http://www.risk.ru/users/fedor/2385/
Пожалуй, единственный недостаток этого узла заключается в том, что качество работы <автоблока> в большей степени (по сравнению с другими схватывающими узлами) зависит от качества репшнура или стропы из которых он сделан:
Для надежной работы <автоблока> особенно важно пользоваться мягким, качественным репшнуром. <Автоблок>, сделанный из жесткого репшнура, может работать хуже, чем <прусик> из того же репа.